УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА 
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ТУВОБРНАДЗОР

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ СПРАВОК:
 +7(394-22) 6-22-54
 +7(394-22) 6-41-34
 +7(394-22) 6-36-44

Управлением контроля и надзора в сфере образования будет осуществляться государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и предоставляемых образовательных услуг.

С 01 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 07 июня 2017 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ), в соответствии с которым функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг возложены на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в настоящее время уже осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах (транспорта, связи и информации, образования, культуры, здравоохранения, градостроительства, жилищно-коммунального обслуживания и других).

В связи с этим государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее-организации) (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), и предоставляемых образовательных услуг, Управление контроля  и надзора в сфере образования, лицензирования и государственной аккредитации Министерства образования и науки Республики Тыва   (далее —  Управление) с 01 января 2018 г. будет осуществлять в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 г. № 1309 (далее – приказ № 1309), определены правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) и услуг в сфере образования  (вступил в силу с 1 января 2016 г. и является обязательным для исполнения).

В приказе № 1309 перечислены требования к условиям доступности объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг, установленные нормативными правовыми актами:

 - возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха);

 - возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

 - возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта (для инвалидов должен быть обеспечен подъезд максимально близко к входу в здание, работники организации, которые должны оказывать помощь при посадке и высадке, должны быть проинструктированы);

 - сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (должны быть специальные направляющие, перила, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, помогающие инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве);

 - содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта (сотрудники организации должны проконсультировать инвалида и при необходимости помочь ему в определении маршрута и в организации его входа или выхода из организации. Эти обязанности могут исполнять сотрудники охраны, которые должны быть проинструктированы);

 - надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне («надлежащее размещение» означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида);

 - обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Кроме того, должно быть определено специальное помещение для размещения собаки проводника;

 - наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

 - оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, должны быть компетентны в адаптации информации об услугах для инвалидов по слуху, зрению, с ментальными нарушениями);

- предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика (в организации должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости);

 - наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

 - адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

 - обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида (должность «тьютор» должна быть введена в штатное расписание образовательной организации, если услуга рекомендована ПМПК или ИПРА (исполнение их рекомендаций является обязательным для всех образовательных организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности), или у образовательной организации должен быть договор с организацией или фондом, предоставляющими услуги сопровождения инвалидов);

 - предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (это условие гарантируется статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»).

По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией организации должен быть оформлен Паспорт доступности, содержащий следующие разделы:

 а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;

б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов;

в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов;

г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Форма Паспорта доступности разрабатывается организацией самостоятельно (образец формы предложен Минобрнауки России в письме от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»  в приложении № 1).

Для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом положений об обеспечении «разумного приспособления» Конвенции о правах инвалидов) предложения по принятию управленческих решений, в том числе:

- по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и предоставляемых услуг в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта;

 - по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;

 - по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 г.

Паспорт доступности организации, разработанный комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения:

- муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность;

- государственными организациями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, - в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей доступности (пп.11-12 приказа № 1309), а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее – «дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 599.

 В приказе № 1309 регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией.

В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в «дорожную карту» с указанием срока, когда эти условия будут созданы. Целью «дорожной карты» является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей.  Если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида.

Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в «дорожную карту», предусматривающую:

 - наименования показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с требованиями приказа № 1309;

 - значения показателей по годам (начиная с 2016 г. и до момента обеспечения полной доступности объектов и услуг);

 - список и контакты ответственных лиц за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг;

 - перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов и услуг.

В пояснительной записке к «дорожной карте» необходимо указать те объекты, которые не нуждаются в создании условий доступности (котельные, электроподстанции и др.).

Также руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должно быть обеспечено создание инвалидам условий доступности объектов и услуг в сфере образования в соответствии с требованиями, установленными:

 -   Федеральным законом № 273-ФЗ (часть 5 статьи 5, часть 6 статьи 11, статья 79);

 - Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 г. № 1309;

 - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464;

 - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;

 - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, с 01 января 2018 г. государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и предоставляемых образовательных услуг Управлением будет осуществляться в рамках проведения проверок, в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год. 

Рекомендуем руководителям органов местного самоуправления Республики Тыва и руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обеспечения соблюдения обязательных требований законодательства, кроме вышеназванных нормативных правовых актов, ознакомиться дополнительно с письмом Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с «Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и от 2 декабря 2015 г. № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»).

Указанное письмо доступно в справочных правовых системах «Консультант Плюс» (Интернет-ссылка http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196554/), «Гарант» (http://base.garant.ru/71275174/).