ИСПОЛНЕНИЕ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ СПРАВОК:
 +7(394-22) 6-22-54
 +7(394-22) 6-41-34
 +7(394-22) 6-36-44

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее – органы по контролю (надзору) в сфере образования).

Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:

1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;

2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 997.

При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования органом по контролю (надзору) в сфере образования могут быть истребованы документы (копии документов), необходимые и (или) имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в том числе материалы фотосъемки, аудиозаписи и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации с предоставлением доступа к ним (за исключением материалов, имеющихся в распоряжении органа по контролю (надзору) в сфере образования и (или) размещенных на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность, в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования осуществляется уполномоченными органами по контролю (надзору) в сфере образования исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Последствия выявления нарушений обязательных требований, установленных при государственном контроле (надзоре) в сфере образования

В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании, в том числе в случае нарушения лицензионных требований к образовательной деятельности и (или) требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, требований к выполнению аккредитационных показателей, орган по контролю (надзору) в сфере образования выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, уполномоченному органу государственной власти или органу местного самоуправления, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

В случае неисполнения предписания, указанного в части 1 настоящей статьи, орган по контролю (надзору) в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, полностью или частично сроком на один год. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, может быть возобновлен до истечения указанного срока по решению органа по контролю (надзору) в сфере образования в связи с установлением факта исполнения предписания, вновь выданного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, или в связи со вступлением в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения.

В случае вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностному лицу организации, осуществляющей образовательную деятельность, уполномоченному органу государственной власти либо органу местного самоуправления и (или) должностному лицу такого органа за неисполнение предписания, указанного в части 1 статьи 93.1 Федерального закона от 29.12.2021 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», орган по контролю (надзору) в сфере образования вновь выдает предписание об устранении ранее не устраненного нарушения. Срок исполнения вновь выданного предписания не может превышать три месяца.

В дополнение к мере, указанной в части 3 настоящей статьи, орган по контролю (надзору) в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования, направлений подготовки, специальностей, профессий, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, областей образования, видов профессиональной деятельности (при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности) в случае вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания организации, осуществляющей образовательную деятельность (должностному лицу организации, осуществляющей образовательную деятельность), за неисполнение предписания, указанного в части 1 статьи 93.1 Федерального закона от 29.12.2021 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в части нарушения требований:

1) федерального государственного образовательного стандарта;

2) аккредитационных показателей.

В случае неисполнения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, вновь выданного в соответствии с частью 3 настоящей статьи предписания орган по контролю (надзору) в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.

В случае обращения органа по контролю (надзору) в сфере образования в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности приостановка действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действует до дня вступления в законную силу решения суда.

В случае неисполнения уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления вновь выданного в соответствии с частью 3 настоящей статьи предписания орган по контролю (надзору) в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере образования, или руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия в сфере образования.

 

 Объекты контроля (категории и индикаторы риска)

 Согласно пункту 2 части 5 статье 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положением о виде контроля определяются критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля.

Порядок отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также критерии их отнесения к категориям риска определены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 997:

высокий риск – организации, в отношении образовательной деятельности которых в предшествующем году рассматривалось обращение (жалоба, заявление) о нарушениях законодательства, признанное обоснованным по результатам рассмотрения, а также в отношении которой в период предыдущих трех лет возбуждалось дело об административном правонарушении по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2.;

средний риск – организации, в отношении образовательной деятельности которых в предшествующем году рассматривалось обращение (жалоба, заявление) о нарушениях законодательства, признанное обоснованным по результатам рассмотрения, либо в отношении которой министерством в период предыдущих трех лет возбуждалось дело об административном правонарушении  по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2.

низкий риск – все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Республики Тыва, не отнесённые к категориям среднего и высокого риска.

Согласно пунктам 64, 65 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде плановых выездных или документарных проверок проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры, со следующей периодичностью:

в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории высокого риска – один раз в 3 года;

в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории среднего риска – один раз в 4 года. 

В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Приказ от 01.09.2022 г. № 04-106 «Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска в 2022 году»

Категории риска объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования

Приказ Минобра РТ №310 от 29.09.2021г. "Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска"

 


Мораторий на проведение КНМ в 2022 году


В соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»  (в редакции от 24.03.2022 №448) (далее – Постановление №336) все плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования в 2022 году отменяются.

Информируем, что отменено назначение и проведение плановых проверок, дата начала которых наступает после 10.03.2022, в отношении школ, детских садов, организаций среднего профессионального образования и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включенных в ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год.

Также отменено назначение и проведение плановых проверок, дата начала которых наступает после 24.03.2022, в отношении органов местного самоуправления, включенных в ежегодный план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2022 году.

Также уведомляем, что согласно п.8 Постановления №336 срок исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, выданных в соответствии с Федеральным законом №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» до 10.03.2022, продлевается на 90 календарных дней.

Сообщаем, что абзац 2 пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» устанавливает право контролируемых лиц о направлении в Министерство ходатайства (заявления) о дополнительном продлении срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Вместе с тем, сообщаем, что проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия будет осуществляться на основании заданий, включенных в план работы Министерства.

Проведение профилактических мероприятий, в том числе профилактических визитов в отношении контролируемых лиц в 2022 году будет осуществляться в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления Министерством федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2022 год.

Министерство информирует о возможности подать жалобу на нарушение Постановления №336, в том числе на проведение проверки во время моратория, через Портал государственных услуг Российской Федерации.

Видеоинструкция «Как подать жалобу через Госсуслуги». 

Министерство сообщает, что Минцифры России обеспечило возможность контролируемым лицам делегировать полномочия по подписанию и направлению жалоб на решения контрольных (надзорных) органов посредством формы ЕПГУ  на новой платформе «Делегирование полномочий».