УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА 
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ТУВОБРНАДЗОР

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ СПРАВОК:
 +7(394-22) 6-22-54
 +7(394-22) 6-41-34
 +7(394-22) 6-36-44

Лицензионный контроль образовательной деятельности – деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности посредством организации и проведения проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Нормативные правовые акты

Организация и осуществление лицензионного контроля

Меры реагирования


Нормативные правовые акты

Законодательство Российской Федерации:

  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью"
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю»
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 03.11.2015)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 05.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  • Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») (ред. от 12.11.2016)
  • Приказ Минкультуры России от 16.07.2013 № 998 «Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2013 N 29242) (ред. от 25.11.2015)

Организация и осуществление лицензионного контроля

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 – 10 статьи 19Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В рамках осуществления лицензионного контроля предусмотрены как документарные, так и выездные проверки.

Документарная проверка

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении ее деятельности и связанные с исполнением ей лицензионных требований, исполнением предписаний Министерства образования и науки Республики Тыва (далее - Министерства).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) проводится по месту нахождения Министерства.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Министерства в первую очередь рассматриваются документы организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющиеся в распоряжении Министерства, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах ранее осуществленных в отношении этой организации Министерством контрольно-надзорных мероприятий.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обязательных требований Министерство направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа министра образования и науки Республики Тыва или его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана направить в Министерство указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Должностное лицо Министерства, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом организации, осуществляющей образовательную деятельность, пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Министерство установит признаки нарушения лицензионных требований, должностное лицом Министерства вправе провести выездную проверку.

При проведении документарной проверки Министерство не вправе требовать у организации, осуществляющей образовательную деятельность, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Министерством от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

По итогам проведения проверки должностным лицом Министерства составляется акт проверки, который непосредственно вручается уполномоченному представителю, руководителю, иному должностному лицу организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо направляется указанной организации посредством почтовой связи.



 

Меры реагирования

Основанием для применения Министерством мер реагирования является составление акта проверки, содержащего информацию о фактах выявленных нарушений лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности. Законодательством Российской Федерации предусмотрено применение следующих мер реагирования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, нарушивших лицензионные требования:
выдача предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
возбуждение дела об административном правонарушении в соответствии с частями 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ, частями 2, 3 статьи 19.20 КоАП РФ;
приостановление действия лицензии на осуществление образовательной деятельности;
аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В случае выявления нарушения лицензионных требований организации, осуществляющих образовательную деятельность, одновременно с актом проверки выдается предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. В случае выявления признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ, частями 2, 3 статьи 19.20 КоАП РФ, Министерством возбуждается дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении.

В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, к административной ответственности и назначении наказания в виде административного приостановления деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, за грубое нарушение лицензионных требований, Министерство приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности на срок административного приостановления деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В случае невыполнения предписания в установленный срок, непредставления или несвоевременного представления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, сведений (информации) об устранении нарушений лицензионных требований, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления Министерством его законной деятельности, представления в Министерство сведений (информации) об устранении нарушений лицензионных требований в неполном объеме или в искаженном виде, Министерством возбуждается дело об административном правонарушении путем составления протокола (протоколов) об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 КоАП РФ.

В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований Министерством выдается указанной организации повторное предписание, а также приостанавливается действие лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или частично на срок исполнения вновь выданного предписания.

В случае если в установленный судом срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, или в установленный Министерством срок исполнения вновь выданного предписания организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила грубое нарушение лицензионных требований, Министерство обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности. После вынесения соответствующего решения судом лицензия на осуществление образовательной деятельности аннулируется.