УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА 
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ТУВОБРНАДЗОР

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ СПРАВОК:
 +7(394-22) 6-22-54
 +7(394-22) 6-41-34
 +7(394-22) 6-36-44

В июле 2016 года в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, обязывающие педагогических работников пройти обучение навыкам оказания первой помощи. Каким образом должно быть организовано такое обучение?
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (ч. 11 ст. 41  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Порядок такого обучения законом или подзаконными актами, разъяснениями или письма Министерства образования и науки Российской Федерации не установлен. В связи с этим возникает множество вопросов о том, каким образом должно быть организовано такое обучение, какими документами должно быть подтверждено обучение педагогических работников и за счет каких средств такое обучение финансируется.
В настоящее время, пока порядок обучения не утвержден, работодатель может действовать по аналогии с положениями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее – Порядок обучения).
Данный Порядок устанавливает обязательства работодателя по обучению сотрудников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (пункты 2.2.4 и 2.3.1 Порядка). В соответствии Порядком обучения руководители и специалисты организаций проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в рамках специального обучения по охране труда 1 раз в три года (работники рабочих профессий – 1 раз в год).
Письмо Министерства труда Российской Федерации от 9 декабря 2015 г. № 15-2/ООГ-6230 разъясняет, что порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяются работодателем. Департамент условий и охраны труда Министерства труда Российской Федерации рекомендует проводить обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» разъясняет, что обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией.
Тем не менее, работодатель по своему желанию вправе проводить обучение по охране труда по дополнительным профессиональным программам в организациях, имеющих лицензию на реализацию данных программ. В этом случае, лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации.
Таким образом, можно заключить, что:
Во-первых, по общему правилу обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не является реализацией дополнительных профессиональных программ.
Во-вторых, в соответствии с законодательством Российской Федерации обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не должно подтверждаться, не нуждается в документальном подтверждении. Тем не менее, по решению образовательной организации педагогическим работникам могут быть выданы документы, подтверждающие прохождение обучения. Документами об образовании в смысле ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такие документы не являются.
В-третьих, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи осуществляется за счет средств образовательных организаций.
Можно ли в соответствии с действующим законодательством использовать в первом классе систему бального (отметочного) оценивания, оставлять на повторное обучение в первом классе?
Особенности организации обучения в первом классе определены в СанПиН 2.4.2.2821-10 (п. 10.10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189). В первом классе школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 - 25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.
В первом классе домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса начальной школы на второй год не оставляются (за исключением рекомендаций комиссии ПМПК по усмотрению их родителей (законных представителей).
Должна ли администрация образовательной организации отчислить обучающегося 9 класса, не прошедшего государственную итоговую аттестацию, из образовательной организации?
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА)  по образовательным программам основного общего образования (п.61 приказа Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394) и письму Минобрнауки России от 24.04.2014 № НТ-443/08 «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» обучающиеся, не прошедшие ГИА, обязаны освоить образовательные программы основного общего образования и, по усмотрению родителей (законных представителей), могут продолжить обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций, в форме семейного образования.
Таким образом, в случае принятия родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося решения о повторном обучении, обучающийся не отчисляется из общеобразовательной организации, а по решению педагогического совета на основании письменного заявления родителей и приказа руководителя учреждения, оставляется на повторное обучение с правом пройти государственную итоговую аттестацию не ранее 1 сентября текущего года в сроки и формах, устанавливаемых Минобрнауки России.
В случае принятия родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося решения о продолжении обучения в форме семейного образования, обучающийся отчисляется из образовательной организации на основании письменного заявления родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающегося с выдачей справки об обучении и вправе пройти экстерном ГИА по соответствующим предметам не ранее 1 сентября текущего года в сроки и формах, устанавливаемых Минобрнауки России.
Пожалуйста, разграничьте понятия внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) и внутришкольный контроль (ВШК).

Разница между ВСОКО и ВШК прежде всего заключается в назначении.

ВШК – это всестороннее изучение и анализ образовательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия.

Цель ВШК – контроль состояния образовательной организации, обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности, получение информации для принятия внутренних управленческих решений.

Цель ВСОКО – формирование системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество образования в образовательной организации, получение объективной информации о состоянии качества образования в школе и причинах, влияющих на его уровень.

Задачи ВСОКО – создать единую систему контроля состояния качества образования, оценить возможности и ресурсы образовательной организации, определить результативность образовательной деятельности, обеспечить краткосрочное прогнозирование развития образовательной организации.

Задачи ВШК – создать благоприятные условия для развития образовательного учреждения, обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем, обеспечить сочетание административного и общественного контроля в школе с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса, побуждать к устранению существующих недостатков и использова­нию новых возможностей, мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

Содержание ВСОКО включает в себя оценку качества условий, качества процесса, качества результата.

Материалы ВШК можно использовать в рамках ВСОКО, особенно в части контроля образовательных достижений учащихся. Часть справок по итогам ВШК вполне может быть отражена в отчетности по ВСОКО. Например, результаты итоговой аттестации учащихся; результаты промежуточного контроля успеваемости учащихся; результативность участия учащихся в олимпиадах, конференциях и др. (применительно к программам формирования и развития универсальных учебных действий); результаты проектной деятельности учащихся (применительно к оценке индивидуальных достижений учащихся); состояние материально-технической базы образовательной организации, в т. ч. оснащенность кабинетов и др.; состояние кадрового ресурса образовательной организации.

Какими методическими рекомендациями пользоваться при организации внеурочной деятельности и дополнительного образования, если отозваны рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (Письмо Минобрнауки от 14 декабря 2015 года №09-3564)?

Поскольку письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» отозвано с исполнения письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2016 года № 09-2312 «Об отзыве с исполнения методических рекомендаций» как утратившее актуальность, при организации внеурочной деятельности и дополнительного образования прежде всего необходимо руководствоваться:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008.

Не утратили также законную силу:

- методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования, приведенные в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая         2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 октября 2013 года № ВК-710/09 «О Рекомендациях по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися».

Указанных документов вполне достаточно для того, чтобы компетентно обеспечить организацию внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся.

Нужно ли в личном деле обучающихся делать отметку о выполнении нормативов ГТО?

Личное дело обучающегося является обязательным документом, которое оформляется на каждого обучающегося с момента зачисления в образовательную организацию и ведётся до её окончания. Обязательность ведения образовательной организацией личных дел обучающихся по образовательной программе дошкольного образования установлена Порядком приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года №293 (пункт 18), по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – Порядком приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января  2014 года № 32 (пункт 20).

ГТО, или «Готов к труду и обороне» — программа физической и культурной подготовки, которая основывается на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания.

В 2014 году в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», постановляющего о вводе в действие комплекса с 1 сентября 2014 года, были внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования, устанавливающие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура», которые должны отражать формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Таким образом, установлены требования к наличию отметки о выполнении нормативов ГТО.

Поскольку личное дело обучающегося – номенклатурный документ установленного образца, отражающий успеваемость обучающегося по годам обучения, записи о наградах и достижениях (Похвальный лист, Похвальная грамота, золотая, серебряная медаль), вполне закономерно внесение в личное дело и отметки о выполнении нормативов ГТО.

Вместе с тем, установить обязательность внесения в личные дела обучающихся такой отметки образовательная организация вправе только при разработке соответствующего локального нормативного акта, определяющего требования к порядку формирования и содержанию личных дел обучающихся. Данная компетенция определена частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в разработке и принятии локальных нормативных актов.

Педагог, имевший судимость за финансовые махинации и оплативший по решению суда штраф, обратился с просьбой принять его на работу. Комиссия по делам несовершеннолетних отказала в выдаче разрешения, ссылаясь на то, что данный вид нарушения не входит в ее компетенцию. Кто должен выдать разрешение, позволяющее устроиться на работу?
Основным документом, регулирующим трудовые отношения между работниками и работодателями, в том числе при приеме работника на работу, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее – Трудовой Кодекс Российской Федерации).
Статьей 65 Трудового Кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, предъявляемых лицом, поступающим на работу, который наряду с прочими содержит необходимость предоставления справки о наличии/ отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданной в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Статьей 331 Трудового Кодекса Российской Федерации определен запрет на занятие педагогической деятельностью в сфере образования.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
а) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
б) имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности (кроме лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям. Реабилитирующие основания прекращения уголовного дела определены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ);
в) имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления,
г) имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
При этом оплата штрафа по решению суда не является реабилитирующим основанием.
Статья 351.1 Трудового Кодекса Российской Федерации также вводит ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Вместе с тем, данная статья устанавливает возможность допуска к соответствующему виду деятельности лиц при наличии положительного решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает решение о допуске или недопуске к трудовой деятельности в сфере образования лиц, имевших судимость, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении преступлений, указанных в статьях 331, 351.1 Трудового Кодекса Российской Федерации, прекращено по нереабилитирующим основаниям, причем данное решение правомочно только в отношении преступлений небольшой и средней тяжести (определены статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ).
«Финансовые махинации» не относятся к категории преступлений, запрещающей занятие педагогической деятельностью в сфере образования. Прием работника в организацию относится к компетенции образовательной организации.
В соответствии с ФГОС к педагогу предъявляется требование наличия квалификационной категории. Как образовательной организации поступать в этом случае с молодыми специалистами?

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования не устанавливают требований к педагогу в части наличия квалификационной категории.

Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.

Квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога.

Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация, в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля  2014 года № 276.

Поступать с молодыми специалистами необходимо в соответствии с указанным документом.