УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА 
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ТУВОБРНАДЗОР

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ СПРАВОК:
 +7(394-22) 6-22-54
 +7(394-22) 6-41-34
 +7(394-22) 6-36-44

Федеральный государственный надзор в сфере образования

В соответствии с частью 3 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Нормативные правовые акты

Организация и осуществление федерального государственного надзора в сфере образования

Результат осуществления федерального государственного надзора в сфере образования

Административная практика


Нормативные правовые акты

Федеральное законодательство:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2017 г. № 1096 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов российской федерации, осуществляющими переданные полномочия российской федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования»
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 05.12.2016) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017)
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 03.11.2015)
  • Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 30.09.2016)
  • Приказ Генпрокуратуры России от 21.04.2014 № 222 «О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления»
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»
  • Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования" (вместе с «Правилами формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования»)
  • Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» (вместе с «Правилами аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)

Организация и осуществление федерального государственного надзора в сфере образования

В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный надзор в сфере образования

Федеральный государственный надзор за деятельностью органов местного самоуправления

Результат осуществления федерального государственного надзора в сфере образования

Результатом осуществления федерального государственного надзора в сфере образования является:

  • получение объективной информации о соблюдении требований законодательства об образовании организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования;
  • выполнение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, предписаний Министерства об устранении нарушений требований законодательства об образовании;
  • выявление, пресечение и предупреждение требований законодательства об образовании в ходе осуществления своей деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Административная практика

Министерство образования и науки Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях наделено полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.

Правонарушения, посягающие на права на образование и предусмотренные законодательством об образовании права и свободы обучающихся образовательных организаций:

Данное правонарушение может выражаться в действиях (бездействиях) должностных лиц, организаций, влекущих за собой нарушение или ограничение предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» гарантий на получение бесплатного и общедоступного образования соответствующего уровня, а равно в принятии уполномоченными лицами заведомо незаконных решений об отказе в приёме в образовательную организацию (при отсутствии оснований для отказа либо при нарушении установленной процедуры), принятии незаконного решения об исключении из образовательной организации.

Влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Данное правонарушение может выражаться в действиях или бездействиях должностных лиц, организаций, повлекших нарушение, а равно нарушение установленного порядка реализации таких прав, как выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет, выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования), уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений и другие.

Влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Правонарушения, посягающие на требования к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса:

Данное правонарушение может выражаться в нарушении представительством образовательной организации на осуществление образовательной деятельности, то есть запрета на реализацию образовательных программ, а равно в нарушении установленных Правительством Российской Федерации Правил оказания платных образовательных услуг, в том числе путём нарушения требований к форме содержанию договора между потребителем и исполнителем на оказание платных образовательных услуг, не заключения такого до начала оказания таких услуг, оказания услуг, не отвечающих требованиям и условиям такого договора, необоснованное повышение стоимости образовательных услуг и другое.

Влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Данное правонарушение выражается в неисполнении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обязанности по реализации образовательной программы в полном объёме, определённом договором об оказании образовательных услуг, образовательной программой образовательной организации, федеральными государственными образовательными стандартами, примерными образовательными программами. Единицей измерения полноты реализации образовательной программы может являться объём часов (академических или астраномических), отдельные предметы, курсы, дисциплины или другое в зависимости от особенностей конкретной образовательной программы, а также установленного срока и графика (расписания) её реализации.) Также данное правонарушение может выражаться в неправомерном отказе в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации при наличии наступивших оснований в выдаче таких документов (например, по завершении обучения) с учётом установленных сроков выдачи таких документов.

Влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Данное правонарушение выражается в выдаче образовательной организацией документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством образца по итогам реализации образовательных программ, требующих наличия государственной аккредитации, например, по образовательным программам основного общего, среднего общего образования (аттестат), среднего профессионального, высшего образования (диплом).

Влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Данное правонарушение выражается во вмешательстве в любой форме в процесс проведения соответствующих олимпиад или форм государственной итоговой аттестации, например, посредством исправлений содержания соответствующих бланков, совершения заведомо не соответствующих реальности выводом при проверке работ, повлекшее за собой искажение получаемых результатов в сторону, отличную от объективной. Также, данное правонарушение может выражаться в нарушении установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации. Конкретный порядок зависит от формы соответствующей государственной итоговой аттестации, например единый государственный экзамен или основной государственный экзамен. Конкретные действия (бездействия) лиц, могут представлять собой пронос средства связи или средства хранения (копирования) информации на территорий пункта проведения государственного экзамена, помощь участникам экзамена и другое. Следует особо отметить, что к административной ответственности по данному правонарушению могут быть привлечены, в том числе и сами участники соответствующей государственной итоговой аттестации или олимпиады, в том числе и несовершеннолетние лица. Влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Данное правонарушение выражается в любом, в том числе процедурном или содержательном нарушении установленного порядка приёма в образовательную организацию. Конкретный порядок приёма и требования, подлежащие соблюдению, определяются типом образовательной организации, в которую осуществляется приём. Например, дошкольная образовательная организация, или профессиональная образовательная организация, реализующая образовательные программы среднего профессионального образования. Непосредственно, нарушение может выражаться в несоблюдении сроков издания приказа о зачислении, размещения информации по приёму на сайте образовательной организации, не заключении договора об образовании, несоблюдении принципов территориальной доступности и другое.

Влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.